Диагностика форсунок
Тестирование форсунок на стенде и при помощи компьютерной диагностики
«Точная диагностика – залог успешного лечения», – любят повторять доктора. И мы не можем с ними не согласиться.
Ведь только качественная диагностика с тестированием форсунок на стенде даст возможность точно понять, работают ли они, какую имеют производительность и распыл, не текут ли в закрытом состоянии, какие из форсунок прослужат еще некоторое время, а какие нужно менять.
Методы диагностики форсунок
Существует множество способов проверки форсунок. Среди них есть как точные и технологически правильные, так и кустарные, из серии «сделай сам». Зачем мы о них упоминаем? Потому что иногда случаются форс-мажорные ситуации, когда ближайший автосервис находится за десятки километров, а с автомобилем что-то случилось и нужно искать причину на месте самостоятельно.
Сначала перечислим способы самостоятельной диагностики форсунок:
- 1 Без снятия с помощью мультиметра
- 3 Проверка на слух
Позволяет замерить сопротивление на всех форсунках по очереди и найти нерабочую, то есть сделать, грубо говоря, выбраковку. Однако провести тест и определить параметры таким методом невозможно, но это точно поможет определить не рабочую форсунку своими руками не прибегая к помощи автосервисменов.
Этот метод дает возможность понять, работает ли форсунка. Можно просто прислушаться к звукам (при наличии хоть какого-то опыта), послушать палкой (просто приставить один конец к форсунке, второй – к уху) или использовать стетоскоп (найдется в аптечке у бабушки, которая пользуется старым не электронным тонометром для измерения давления). Исправный распылитель издает равномерные щелчки, неисправный забитый – стучит, шумит или неравномерно щелкает.
- 2 Проверка подачи питания
- 4 Проверка со снятием рампы (нужно делать вдвоем)
Это не проверка самой форсунки. Однако метод позволяет понять, не работает ли сама форсунка или на нее просто не подается питание и причина, скорее всего, в электрике. Проверяется мультиметром на контактах или подключением форсунки напрямую к аккумулятору после отсоединения от нее питающего провода.
Этот метод напоминает импровизированный стенд. Нужно снять топливную рампу вместе с форсунками, поставить под них емкости соединить топливные шланги и покрутить стартером. Через жиклеры в это время должна распыляться топливная смесь. Нужно посмотреть на форму факела распыла и на производительность форсунок, то есть визуально сравнить количество топлива во всех стаканчиках (оно должно быть примерно одинаковым). При выключенном зажигании (то есть неработающем двигателе) топливо через распылители литься не должно.
А теперь профессиональная диагностика форсунок:
Проверка инжектора с помощью компьютерной диагностики
Сразу скажем, что проверка инжектора при помощи компьютерной диагностики – это не полноценный тест. Потому что он не дает информации о самих форсунках, а лишь показывает, что «думает» о форсунке компьютер (ЭБУ) и как он пытается скорректировать подачу топлива на нее. По этим данным можно лишь косвенно судить о работоспособности или неполадкам инжектора.
То есть мы можем узнать, какой импульс компьютер подает на каждый распылитель (генерирует ли он нормальный импульс тока, короткий или, наоборот, длинный).
О чем говорит эта информация:
- неисправна сама форсунка (возможно, но не факт);
- в цилиндрах разная компрессия и компьютер пытается выровнять ее изменением параметров впрыска топлива;
В некоторых автомобилях компьютерная диагностика дает чуть больше информации именно об инжекторе, в других – меньше.
Но все равно полностью полагаться не нее не стоит.
Диагностика с тестированием форсунок на стенде
Это единственный полноценный метод проверки работы инжектора. Важно делать тест не на кустарном стенде, который собрали из металлолома народные умельцы, а на профессиональном оборудовании.
Существуют стенды для проверки форсунок различного типа:
- для диагностики Common rail;
- для системы впрыска HEUI (в ней стоят насос-форсунки с гидроприводом);
- для EUI(UIS), в которой используются насос-форсунки с ЭБУ;
- универсальные стенды, которые позволяют проверить любой дизельный или бензиновый инжектор.
На стенде проводится тест на:
- герметичность, то есть проверяется, не течет ли распылитель;
- момент открытия электромагнитного клапана;
- производительность, то есть пропускную способность;
- форму факела распыла, равномерность распыления и угол направленности.
При обнаружении забитой форсунки рекомендуем промывку инжектора и всей топливной системы. При выявлении течи рекомендуем заменить их на новые, эти случаи не частые, так что не торопитесь выкидывать старые и покупать новые. Только диагностика форсунок на стенде может показать реальное состояние.
Стенд имитирует рабочие условия двигателя (во всех режимах) и проверяет каждую форсунку в работе.
Но и это еще все.
Почему проверка инжектора на стенде лучше компьютерной диагностики
В профессиональных стендах есть программы для теста разных форсунок – так называемый тест-план, в котором указаны параметры проверки и номинальные значения.
Количество запрограммированных контрольных точек для теста форсунок:
- у самых простеньких BOSCH от 5 до 9 контрольных точек по тест-плану;
- у Delphi 120-160 контрольных точек;
- у Denso может быть до 300 контрольных точек, они имеют свои нюансы, в частности, по переливу (сливу в обратку).
Поэтому если вы видите, что механик вручную накачивает давление в систему насосом, то это не профессиональный стенд, а ремонт «в гараже у дяди Вани».
Продолжать такую проверку не имеет смысла – только профессиональное оборудование дает точный результат.
Ждем вас в нашем автосервисе в Ижевске!